Танец «Зейбек»

5
(1)

(Фотографии и видео материалы,  представленные в этой статье только для ознакомительных целей , взяты с сайтов только для просмотра.)

Итак, дорогие путешественники по Турции, сегодня мы открываем турецкий сундук историй и вытаскиваем свиток, в котором рассказывается история турецкого национального танца Зейбек.

Этимология

Термин зейбек образован от двух слов — заг и бек . Заг — старое турецкое слово, означающее «мудрый», а бек — «понимание». Таким образом, Зейбек — смелый, предприимчивый и защищающий мужчина. В этом танце изображен крестьянин-турок.

Мустафе Кемалю Ататюрку очень понравился этот танец. Вечером в Бурсе после вальса он попросил дирижера сыграть зейбек, добавив: «Поскольку в современном мире есть вальс, у нас, турок, есть зейбек». Для него зейбек был бальным танцем, который можно было танцевать с женщинами, как вальс, и который символизировал храбрость, силу и целостность.

В старину слово «Zeybek» означало «Воин». Это «мужской» танец, но иногда принимать в нём участие могут и женщины. Начинается танец с медленных движений, затем резко убыстряется вместе с музыкой. Основная фигура танца – поворот на одной ноге с одновременным выпадом второй ноги, согнутой в колене. Это движение символизирует богатырскую силу.
В традиционном танце участвуют несколько человек, мужчин и женщин. Мужчин называют «Эфэ» (Тур. «Efe» – в районах Западной Анатолии в Османской империи с XVI века так называли вооружённых, свободных людей, не подчинявшихся власти султана), а танцующих женщин называют «Ярэн» (Тур. «Yaren»– подруга, близкий друг).
В этих танцах много танцевальных движений руками, ногами, туловищем. Мужчины — «Эфэ» часто преклоняют колено.
Танец «Зейбек» также исполняют и на свадьбах. В свадебном танце невеста совершает плавные движения, в то время как жених, раскачиваясь в танцевальном ритме, приближается и преклоняет перед невестой колено, что является выражением любви и искреннего чувства. Жених словно говорит: «Хорошо, что ты есть»…
По сей день, Зейбек является одним из красивейших традиционных танцев.

Обычно танцует один человек, но иногда в кругу танцуют четыре-пять человек, одетые в специфическую красочную одежду. Руки танцоров вытянуты на уровне плеч, а руки раскрыты на уровне головы. Есть сильные движения стоп и сильные движения.

Музыка Зейбека медленная. Существует четыре вида зейбека:

  • Медленный зейбек
  • Быстрый зейбек
  • Зейбек с ложкой
  • Сломанный зейбек

Все зейбэки имеют общую характерную форму, но расположение рук и туловища различается в зависимости от региона. Ритм также очень характерен: это паттерн из девяти медленных долей: 9/4 = 2 + 2 + 2 + 3 удара, или 3 + 2 + 2 + 2, с вариациями время от времени.

В Кютахье, Афьоне, Бурсе, Эскишехире, Биледжике, Анкаре, Ушаке и к востоку от Балыкесира в целом предпочитают зейбек с ложкой. Наконец, тип зейбека, на котором играют в Бурдуре, Испарте, Анталии, Мугле ​​и Денизли, называется зейбек коза, и этот тип имеет более живые ритмы.

Fichier:Dursunbey Barana ekibi.jpg

В начале танца мужчины гордо выхаживают вокруг под неспешную музыку, эта часть зейбека называется «прогулка». Потом, вместе с изменением музыки, они внезапно начинают танцевать, сопровождая свой танец выкриками – это начало основной часть танца. Главные фигуры танца – приседания и повороты.
Зейбек танцуют под свирель, барабаны, лютню. Танцоры также могут аккомпанировать себе деревянными ложками, стуча ими в такт музыке.

Справочники гласят.

Зейбеки (тур. Zeybekler) тюркские партизаны, впервые упомянутые в 1075 году энциклопедистом Махмудом аль-Кашгари в книге «Дивани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий). Позднее под этим именем прославились отряды народной милиции и партизан, действовавшие в районах побережья Эгейского моря в Османской империи с конца XVII по начало XX века.

Некоторые авторы выводят их происхождение от юрюков, но это ошибочное мнение. Юрюки прекрасно сохранились (и мы о них ещё напишем), а вот зейбеки увы нет, хотя в наше время народные фракийские танцы вновь входят в программу обучения школьников юго — запада Анатолии. Зейбеки были пиратами и разбойниками. Они в первую очередь нападали на корабли купцов и крупных османских землевладельцев. Интересно, что танец зейбекико, один из самых популярных в Греции. Одежда зейбеков разительно отличалась от одежды других групп османского населения. Греки притягивают зейбеков к себе, турки — османы к себе. Однако индикатор один, во время войны за независимость Турции зейбеки сражались на стороне турецкого народа. Но всё же ключевым словом в истории зейбека была и остаётся «свобода». Зейбеки не признавали власть султана.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что зейбеки и танец зейбеко, всё же чисто османско — турецкое явление.

Причём в Турции он перешёл в разряд национальных, хотя большинство населения к зейбекам никакого отношения не имеют. Но его танцуют даже в армии, в качестве боевого танца. А в Грецию этот танец попал скорее всего под влиянием османов — зейбеков которые пиратствовали у берегов Греции.

Зейбеки оставили после себя танец - "зейбекио". Один и тот же у греков и турок.

Женский костюм Западной Анатолии при этом, носит свои самобытные черты, как видите, здесь нет никакого хиджаба и закрытых лиц.

Зейбеки оставили после себя танец - "зейбекио". Один и тот же у греков и турок.

С танцем «зейбек» или «зейбекио» есть еще одна интересная деталь или если хотите особенность. Воинская культура всегда популярна. Так в России до сих пор популярны казачьи песни, танцы, хоры, хотя исконная культура не представлена почти вообще. Тот же феномен и с танцем зейбеков. Все хотят приобщится к культуре вольных воинов, Эгейского моря. Соотнести себя с ней, приобщиться, почувствовать себя вольным пиратом или разбойником.

Зейбеки оставили после себя танец - "зейбекио". Один и тот же у греков и турок.

Потому и в Греции, и в Турции люди танцевали и будут танцевать танец воинственных зейбеков, народных героев региона Эгейского моря. Ну а танец, этот конечно исконно принадлежит Турции. У греков это наследие Османской империи, которое нужно ценить. Но по факту танец, как и часть культуры у греков и турок западной Анатолии общий!

Предлагаю посмотреть небольшую фотогалерею этого танца —

И, как всегда, напоследок видео этого танца в исполнении Бурака Озчивита —

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Обновлено: 29.01.2022 — 21:58

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.